«Как помочь агрессивному ребенку»
В настоящее время увеличилось количество агрессивных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью. Все больше дошкольников испытывают чувство агрессивности, что оказывает влияние на развитие личности. Психологи выделяют пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
5. Негативизм (оппозиционное поведение).
Выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.
Агрессия может быть направлена на окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников), близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку), животных (птиц, кошек, насекомых), себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей), внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов), символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Анализ научных работ убеждает, что, возникнув в дошкольном возрасте, агрессивность может перейти в более устойчивое личностное свойство, которое затруднит адаптацию и общение в школе.
Эффективным методом работы с агрессивными детьми является сказкотерапия, то есть лечение сказкой. Терапевтическая сказка - это история, предназначенная для влияния на эмоциональное состояние ребенка, в которой истина представлена в содержании сказочного сюжета и действий вымышленных персонажей. Ребенок идентифицируется с героем сказки, который испытывает те же затруднения и с успехом преодолевает их.
Основными задачами сказкотерапии в работе с детьми являются: снятие психологического напряжения; стабилизация эмоционального состояния; создание положительной перспективы; закрепление положительного образа своего я.
Родители могут сами сочинять сказки, пользуясь следующей схемой:
1. Обдумайте проблему, которая беспокоит вашего ребенка. «Настройтесь на волну» чувств и переживаний вашего ребенка, пытающегося справиться с этой проблемой. Постарайтесь понять, как данная ситуация воспринимается с детской точки зрения.
2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотите донести до сознания вашего ребенка? Прежде всего, нужно выбрать сказку. Она может быть народная или авторская. В настоящее время разработаны специальные терапевтические сказки, направленные на работу с тревожными детьми. В любом случае важно, что содержание сказки соответствовало цели вашей терапевтической работы. У тревожных детей следует выяснить причины тревоги, формы ее проявления, показать, что ребенок не одинок в своем беспокойстве и что можно разрешить ситуацию, провоцирующую тревогу – и сказочный герой подскажет, как это лучше сделать.
3. Начните рассказ с представления героя или героини, у которых схожие страхи, опасения, тревоги или конфликты. Это позволит вашему ребенку отождествить, идентифицировать себя с героем или героиней сказки и вовлечет в действие, сделав его участником рассказа.
4. Расскажите о сильных сторонах и положительных чертах, которыми герой рассказа похож на вашего ребенка. Зачастую, когда мы слишком встревожены и выбиты из колеи какой-то своей проблемой, мы забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. О них нелишне напомнить.
5. Опишите в начале рассказа конфликт, а затем переходите к его положительному разрешению.
6. Рассказывая какую-нибудь, будьте открытыми для вашего ребенка. Обратите внимание на то, когда ребенок увлечен рассказом, а когда ему скучно. По выражению его лица вы определите его реакцию на услышанное.
7. Если ваш ребенок комментирует рассказ или задает вопросы по его содержанию, не оставляйте это без внимания. Комментарии и вопросы часто помогают заглянуть в мысли ребенка, в его внутренний мир. Если вы затрудняетесь с ответом на эти вопросы, их можно обратно переадресовать ребенку, спросив его: «А что ты думаешь на этот счет?» Если ребенок ответит: «Я знаю», - это можно превратить в игру типа «Угадай-ка». В таких ситуациях догадки детей помогут вам понять, о чем они думают.
8. Приспосабливайте применяемый вами язык, ваш словарный запас к уровню своего ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания.
9. Вы как рассказчик и сам ваш рассказ могут быть далеки от совершенства. Не смущайтесь своим «замешательством» и речевой неуклюжестью, а если вы обнаружите свои промахи и огрехи (часто по выражению лица вашего ребенка), спокойно исправьте их, сказав, например: «О, я чуть не забыла, что она пошла не одна, а с подругой» и т.д. Ребенок поправит вас сочувствующим взглядом: «Бедная мамочка, она даже не может хорошо запомнить рассказ». Это не уменьшит удовольствия, получаемого им от рассказа, пользы от его применения.